История Масленицы

29.01.2015
История Масленицы

Масленица — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой.

Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. Семь дней Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: «Кого люблю — тому дарю», «от милого подарок — дороже золота». Соленья, рыба, икра — ешь до отвала!

Но самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной — на любой вкус.

 

Закружит Широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. А шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят выпить с медведем по чарке водки.

А в последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Кроме того, Масленица это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно «на горке» — на какой-нибудь возвышенности. Аналогичные похороны устраивали и другим персонажам славянской мифологии — болгарского Германа, русских Кострому и Ярилу. У южных и западных славян празднику Масленицы соответствовал Запуст у поляков, Менсопуст и Кукер у болгар. У словаков и чехов Масопуст оканчивался обрядовым «выносом Смерти» — символа зимы: этим символом, как правило, было соломенное чучело, которое называли Смертью, Мореной или Марженой. Эти имена восходят в древнеславянской богине смерти Маре или Марене.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более, что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carne-vale) означает «говядина, прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «Мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима.

Добавить комментарий